Питер, Эрмитаж. Кающаяся Магдалина.
Их две в Зимнем - Тициана и Джампьетрино.
Первой я увидел как раз Джампьетрино (фото 3). И тут же опознал с кого срисовано (тогда я ещё не знал, что тут же есть и Тициан) - несколько лет назад довелось посетить галерею дворца Питти во Флоренции. Там работа Тициана в принципе отличалась от остальных (фото 2).
Аудиогид подтвердил, что считается возможным, что Джампьетрино срисовал у Тициана.
Что ж, была найдена Тициановская Магдалина в Эрмитаже. На мой взгляд, если сравнивать работу Джампьетрино с тем, что в Эрмитаже, то не совсем понятны претензии на списание. Но вот если сравнивать Питти и Магдалину Джампьетрино, то сходство очевидно.
Кающаяся Магдалина Джампьетрино (Джан Пьетро Риццоли) приобретена как работа неизвестного итальянского художника. При поступлении в Эрмитаж ее создатель был определен только предположительно. И только позднее это удалось подтвердить точно.
Тема раскаяния Марии Магдалины — основная в искусстве Джампьетрино. Удачно найденный образ много раз повторялся самим мастером, копировался другими живописцами. Во всех версиях художник неизменно изображал грот и алебастровый сосуд с крышкой, иногда еще книгу и крест. Сосуд для миро порой рассматривают как символическую подпись Джампьетрино.
Собственно, точной даты картины нет - первая половина 16-го века.
Зато есть датировки двух Тициановских. Та, что в Эрмитаже - 1565, из Питти - 1531.
И тут уж вопрос кот у кого списывал.
Давайте посмотрим почему такая разница во времени у картин Тициана и так ли уж Джампьетрино похож на плагиатора.
Джампьетрино ученик и последователь Леонардо да Винчи, работавший в 1495–1549 гг. Джампетрино настолько искусно перенял и скопировал стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.
Что, кстати, реально чувствуется рядом с его работой. Стиль...
Картина Тициана, которая сейчас в Питти, написана для урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере - 1531 год.
Для этой картины художнику позировала Джулия Фестина.
Картина, которая сейчас в Эрмитаже - заказана Герцогом Гонзага - 1565-й. И на ней мы видим ту же женщину, но без следа старения. Видимо, картина была заказана как копия картины 30-илетней давности.
С обоих картин Тициан сделал ещё несколько копий, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон картины.
Согласно преданию, именно версию Эрмитажа держал в своих руках умирающий Тициан.
Кстати, поздний вариант более нагруженный, более детальный.
В итоге, как бы не Тициан нашёл натурщицу под впечатлением картины Джампьетрино. А может просто совпадение.